Тридцать три и 1/3
Нет ничего проще виниловой вертушки: головка, тонарм, стол с моторчиком – вот, собственно, и все. И нет сложнее задачи, чем правильно воспроизвести грамзапись. Подобных парадоксов в High End немало, но обусловлены они в большинстве случаев одним и тем же: чем меньше элементов в тракте, тем большее значение имеет качество каждого из них. Не даром до сих пор лучшие умы бьются над созданием идеального проигрывателя, и в наш цифровой век количество фирм, их выпускающих, отнюдь не падает. Самое интересное, что во многих странах отмечается повышение спроса именно на стереотехнику. Похоже, народ начинает наедаться кинотеатрами и возвращается к истокам.
Давайте попытаемся собрать виниловый тракт примерно среднего уровня и мысленно сравнить его звучание с тем, что слышали раньше, когда тестировали цифровые источники.
Мы выбрали относительно недорогой грамстол Transrotor Leonardo ($1420), а вот на тонарме решили не экономить???(это же не очень дорогой тонарм) и поставили SME 3009 за $690. Головка van den Hul Frog HO ($2000) составила почти половину стоимости собранного проигрывателя, но это обстоятельство не должно вас смущать. Просто захотелось послушать элитную «голову», но очень приличный звук можно получить и с бюджетными моделями от Sure, Ortofon и Audiotechnika. Корректор взяли ламповый, Sun Audio SVPE-700CR ($1500), поскольку раньше слышали компоненты этой фирмы в виниловом тракте (см. «Салон AV №… 2001) и были вполне удовлетворены результатом. Интегральный усилитель Densen DM10 ($1850) уже не выпускается, но и в новых моделях сохранена та же идеология – мягкое, расслабленное, как бы ламповое звучание. Зато колонки Dynaudio Craft CRAFFT ($3200) совсем новыестарые, впервые 10 лет назад в России и кабели американской фирмы Cardas Audio: интерконнекты Neutral Reference ($693 за полутораметровую пару), акустические Golden Cross ($2487 за 3-метровую пару) и сетевой для усилителя Quad Link ($219). Устанавливалось все это хозяйство на стойку Gryphon (описание см. в июньском «Системном подходе»).
Немецкая фирма Transrotor основана конструктором Йоханом РэкеJochen Räke и выпускает виниловые проигрыватели уже 30 лет. Сейчас в ее прайс-листе около 20 моделей стоимостью от 2500 до 108000 немецких марок, плюс фоно-корректоры, источники питания для двигателей и всевозможные аксессуары. Хотя Leonardo аппарат начального уровня и самый младший в линейке, сделан он безукоризненно. Основание в виде прозрачной акриловой плиты установлено на четырех подстраиваемых по высоте ножках-опорах. Массивный диск диаметром 38 мм тоже выточен из акрила и тщательно сбалансирован. Он приводится в движение бесколлекторным низковольтным двигателем через тонкий эластичный пассик. Моторчик питается от сетевого адаптора, который, во избежание помех и фона, должен находиться как можно дальше от головки. Включается проигрыватель кнопкой на корпусе мотора. Вот, собственно, и вся конструкция, очень привлекательная внешне и абсолютно бесшумная в работе. Существует вариант и с черным полированным основанием.
Тонарм изготовлен известнейшей английской компанией SME, что расшифровывается как Scale Model Equipment, т.е. «весы и точная механика». Это тоже старое предприятие (первая продукция увидела свет в 1946-м), действительно сначала выпускало аптекарские весы и прецизионные механизмы для исследовательских институтов, а в 1959-м переключилось на изготовление тонармов. Изделия SME снискали заслуженную славу у аудиофилов и профессионалов (многими из них оснащались студийные грамстолы) своим изяществом и техническим совершенством. Как вы можете видеть на фото, модель 3009 не исключение. Это сбалансированная в трех плоскостях S-образная конструкция с рабочей длиной 231,2 мм и эффективной массой 9,5 г (6,5). Такая легкость необходима для того, чтобы поднять механический резонанс системы выше 5 – 8 Гц, т.е. частот биения покоробленной грампластинки. Добиться ее удалось благодаря применению алюминиевой трубки с толщиной стенок 0,56 мм и облегченной конструкции шелла, т.е. посадочной площадки для головки. Трубка без усилий и люфтов качается в вертикальной плоскости на двух ножевых кромках, а ее задняя часть снабжена двумя противовесами, постоянным и подстроечным. Через специальное коромысло пропущена нить с подвешенным грузиком, компенсатором скатывающей силы. Тонарм предназначен для работы с головками, которым рекомендована прижимная сила от 0,5 до 4 г, он оснащен микролифтом и фиксатором в нерабочем состоянии. Плавное опускание иглы на пластинку обеспечивается демпфированием механизма вязкой жидкостью (степень демпфирования регулируется). Это не только предохраняет иглу и диск от повреждения, но и усилитель и колонки от перегрузки. Разумеется, никакой автоматики в тонарме не предусмотрено.
МС-головка Frog появилась в ассортименте датской фирмы van den Hul в 1996-м и сразу привлекла внимание аудиопрессы. Это явно удачная попытка сделать бюджетный вариант 5000-долларового Grasshoper’а. В «Лягушке» серебряная обмотка заменена медной, деревянный (проверить!!) корпус — металлическим, и немного упрощена магнитная система. Все остальное – конструкция, игла, иглодержатель – осталось прежним, а цена снизилась в 2,5 раза. Каждый экземпляр собирается вручную, укладывается в деревянную коробочку и снабжается сертификатом с подписью мастера. Туда же заносятся данные измерений основных параметров. Заявленные характеристики Frog таковы:
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 5 – 55000
Прижимная сила, г 1,35 – 1,6
Выходное напряжение (1 кГц, 8 см/с), мкВ 650
Разделение каналов, дБ
на частоте 1 кГц >35
10 кГц >30
Разбаланс каналов, дБ >0,3
Индуктивность катушки, мГ 0,063
Рекомендуемое сопротивление нагрузки, Ом 200
Отметим, прежде всего, большое выходное напряжение, позволяющее подключать головку к обычному фоно-корректору без повышающего трансформатора. Это большой плюс, т.к. МС-корректоры с чувствительностью несколько микровольт, как правило, имеют более высокий уровень шумов. Мы решили обойтись без трансформатора (к чему лишнее звено в тракте?), хотя для «Денсена» сигнал был немного слабоват. Еще одна особенность «Лягушки» - широкий рабочий диапазон, хорошее разделение каналов, практически независимое от частоты, и малый разбаланс. Именно эти параметры определяют класс головки и ее стоимость, поскольку зависят от точности изготовления, а следовательно, квалификации работников.
Японский фоно-корректор Sun Audio SVPE-700CR построен на двойных триодах 12АХ7 с большим усилением и низким уровнем собственных шумов. В выпрямителе используется кенотрон 6Х4 и качественные конденсаторы. Силовой трансформатор и анодный дроссель, т.е. детали, от которых зависит надежность всей конструкции, изготовлены Tamura Corp., самым авторитетным производителем моточных изделий. Несмотря на скромные габариты, весит корректор не так уж мало – 5 кг.
С усилителем Densen DM10 мы знакомы давно (см. «Салон AV» №4/1998). Аппарат своебразный и своенравный: очень чувствителен к типу акустики и не любит источников с мягким, ровным звучанием. «Десятка» имеет очень простую, но надежную конструкцию и лаконичную схемотехнику. Это двойное моно с раздельными тороидальными трансформаторами и суммарной емкостью фильтров 80000 мкФ, предельно короткий путь прохождения сигнала и отсутствие общей обратной связи. Последнее обстоятельство применительно к транзисторному усилителю весьма спорно и, скорее всего, является причиной отмеченной выше капризности. Именно капризности, а не дефектов звучания – стоит лишь правильно подобрать остальные компоненты, и DM10 полностью раскроется, показав легкость, ясность и предельно высокую контрастность без какой-либо резкости или назойливости.
Именно из этих соображений мы выбрали акустику Dynaudio Craft. Это небольшие двухполосные мониторы, в которых установлен 17-сантиметровый низкочастотник и пищалка с мягким куполом. Корпус объемом 15 литров снабжен двумя фазоинверторомфазоинверторами, настроенным на две частоту частоты в районе 42 Гц. Звуковые катушки обоих излучателей намотаны легким алюминиевым проводом (фирменный трюк Dynaudio, который мало кому удается повторить), причем у басовика она имеет диаметр 75 мм, а у пищалки охлаждается магнитной жидкостью. Кроссоверы второго порядка построены из полипропиленовых конденсаторов и катушек без сердечника, они подогнаны к головкам по фазе и сопротивлению. На задней стенке, рядом с позолоченными клеммами, установлены два переключателя для подъема средних и высоких частот. В новой модели нас привлекло еще и то, как жестко оговаривает фирма в своих спецификациях характеристики, важные для согласования АС с усилителем:
Чувствительность (2.83 В/1м), дБ 86
Рекомендованная мощность усилителя, Вт
для малых помещений >30
для средних >70
Номинальное сопротивление, Ом 4
Изменение сопротивления в диапазоне частот 20 Гц – 20 кГц, Ом 3,7 – 9,3
Фазовый сдвиг в диапазоне частот 20 Гц – 20 кГц, град. -31 - +11
Диапазон воспроизводимых частот (+/-3 дБ), Гц 38 - 22000
Долговременная подводимая мощность, Вт > 150
Частота раздела кроссовера, Гц 3200
Крутизна кроссовера, дБ/окт. 12
Масса, кг 10,9
Памятуя о том, что без правильно подобранных кабелей все достоинства акустики не реализовать, было проведено несколько пробных прослушиваний с изделиями американской фирмы Cardas Audio. О ее оригинальной идеологии мы рассказывали в прошлом номере (см. «Презентации»), теперь же представился случай испытать их в деле. Интерконнект Neutral Reference благодаря особой конструкции имеет очень малую емкость и индуктивность, из-за чего не вносит никакой «отсебятины» даже при десятиметровой длине (так написано в спецификации). Он медный, абсолютно симметричный и не имеет направленности. В этой модели используется патентованный метод укладки жил Cross Field, при котором электромагнитные поля, возникающие вокруг отдельных проводников, взаимно компенсируются. Акустический Golden Cross – настоящее собрание достижений кабелестроения. В нем использованы принципы «золтого сечения» и «постоянной добротности», шестигональная симметрия, литцендрат из сверхчистой меди с микронным антиокислительным покрытием, двойная тефлоновая изоляция с воздушной прослойкой и спиральная экранирующая оплетка из меди с графитом. В результате сведены к минимуму многие факторы, негативно влияющие на звук, – потери, искажения, задержки сигнала, восприимчивость к внешним излучениям, причем даже на радиочастотах. Каждый кабель тщательно инспектируется, после чего к нему вручную припаиваются (патентованным сплавом сложного состава!) наконечники с родиевым покрытием. Всеми перечисленными наворотами (а перечислены далеко не все) объясняется недетская цена «Кэрдасов».
Ретроспектива
Музыкальный материал подбирался из соображений разумной достаточности – послушать хотелось многое, но мы остановились на жанрах, чаще всего встречающихся у любителей винила. Не обошлось и без аудиофильских «тяжелых» LP, ведь источник у нас сегодня не из дешевых.
1. The Beatles, “Yellow Submarine”. EMI. Обычный «эппловский» диск, тот самый, от которого впадали в транс в 1969-м.
2. The Beatles, “Rock’N’Roll Music, Vol. 2”. EMI. Компиляция с разных дисков, сделанная в 1976 г. с оригинальных мастер-лент. Наибольший интерес представляют ранние записи c неповторимым битловским звучанием.
3. «25 Miles to Barstow. Part One”. Cardas Records. Концертная запись, сделанная на аналоговом магнитофоне Studer A80 и перенесенная на 180-граммовый винил с наименьшими потерями качества.
4. Arturo Benedetti Michelandgeli & Philharmonic Orchestra conducted by Ettore Gracis, “Piano Concerto #4 etc.”. EMI. Рахманинов и Равель в исполнении известного итальянского пианиста. Редкий случай безукоризненной записи инструмента с оркестром. Эксклюзивная 180-граммовая версия.
5. “Eileen Farrell sings Alec Wilder”. Reference Recording. Прекрасный женский вокал в сопровождении небольшого джазового состава. Записано исключительно на аналоговой технике.
6. Dave Grusin & The NY-LA Dream Band. GRP. Digital Master. Прямо противоположный случай – матрица делалась с цифровой фонограммы. Массовая продукция одного из подразделений МСА.
7. Yello, “Flag”. Mercury. Коммерческая, но по-своему интересная пластинка – динамичная, яркая, контрастная. Потрясающие стереоэффекты.
8. Super Bass. Capri Records LTD. Очень любопытное трио контрабасистов, диск позволяет оценить все оттенки звучания в нижнем регистре.
Прежде чем начать прослушивание, мы отстроили тонарм по измерительной пластинке “Ortofon Pickup Test”, позволяющей выставить вертикальный угол, фазовые характеристики и добиться минимума искажений на верхних частотах. Перед этим проигрыватель и «шелл» выравнивались по ватерпасам, а прижимная сила иглы устанавливалась с помощью микровесов pickup gauge. Регуляторы высоких и средних частот в «Крафтах» устанавливались в среднее, т.е. соответствующее линейной АЧХ, положение. До того как была достигнута оптимальная стереокартинка, колонки пришлось изрядно подвигать, причем из-за акустических особенностей комнаты их положение было ассиметрично относительно слушателей.
Начинаем с «Битлз» [1]. Поднимите руку, у кого нет дома их пластинок, хотя бы выпущенных «Мелодией»? Сразу же оцениваем плавность микролифта: игла мягко и бесшумно опускается на пластинку. Замечательное разделение каналов, середина даже чересчур пуста, но так задумано Джорджем Мартином. На “Hey, Bulldog” чувствуется эмоциональная драма, надрыв. Звук сейчас совсем не такой, как на CD, разница примерно та же, как между репродукцией и настоящим полотном, писаным маслом. Все рельефно, реально, живо. Прелесть винила в том, что при правильном воспроизведении он не оставляет впечатления копии, а становится самым настоящим оригиналом. Кто сказал, что оригинал обязательно должен быть один? Единственное, что нам мешало поверить в подлинность картины – лень усилителя, который явно сдерживал пыл резвящихся в студии дядек. А вот ранние вещи The Beatles [2] звучали более адекватно, поскольку и записывались по-другому – старательно, немного зажато, практически без импровизаций. Но в обоих случаях повеяло той неповторимой атмосферой 60-х, if you now what I mean…
Теперь попробуем поставить 180-граммовый сэмпл [3], тем более, что с фирмой Cardas, его выпустившей, мы уже немного знакомы. Концертная запись, сделанная минимальными техническими средствами. Как ни странно, ощущения живого присутствия музыкантов нет, хотя этого явно и добивался режиссер. Интересно, почему, ведь прекрасно слышны все нюансы звучания каждого инструмента, чувствуется атмосфера зала (похоже, не очень полного), панорама и глубина – лучше не придумаешь. Аплодисменты, реплики зрителей, отличный расклад по каналам. Наверное, потому, что очень хотелось записать именно аудиофильский диск. Нужно быть проще…
Все-таки итальянцы намного бережнее относятся к музыке, поскольку Рахманинов и Равель в исполнении Артуро Бенедетти [4] оставляют неизгладимое впечатление. Работа звукотехников абсолютна незаметна, остались только рояль и симфонический оркестр, причем гармония между ними была полная. Тестируя доргие CD-проигрыватели, мы обязательно слушаем, как воспроизводится реверберация струны, насколько длительны затухания, есть ли едва заметные послезвучия… Сейчас об этом как-то и говорить неудобно – картина объемная, естественная, с массой оттенков и нюансов, причем последние не отрывочны, не выпячиваются, а занимают лишь положенное им место. Правда, опять та же беда – нежелание «Денсена» реагировать на быстрые атаки сигнала. Рояль просто безукоризненный, кажется, что он, как живое существо, играет сам по себе, без всякого вмешательства извне. Но когда вступает оркестр, звучание инструмента становится немного упрощенным, как бы смазанным, хотя тембральная точность при этом сохраняется.
Однако подобная медлительность пошла явно на пользу джазовым записям [5]. Женский вокал – плавный, убаюкивающий, очень чувственный. Опять же не лезут в уши такие анатомические подробности, как скрип пальцев, перемещающихся по гитарному грифу, шорох платья певицы, легкий задув микрофона, т.е. все, чем мы так привыкли восхищаться при оценке цифрового тракта. Все это здесь есть, но в очень естественной пропорции, в конце концов, ведь не это в записи главное. А главное здесь – тепло и уют, и когда Эйлен Фарелл поет “It’s a fine day for walkin’”, ей веришь безоговорочно, хотя за окном льет как из ведра.
Любопытный симбиоз цифры и аналога, винил записанный с цифрового мастера [6]. Здесь картина намного четче и резче, чем раньше, сцена обозначена очень отчетливо, много баса и звона, что, конечно, не могло не понравиться владельцам 200-долларовых проигрывателей, кои тысячами раскупались в начале 80-х. Действительно, все ярко и празднично, но присутствует легкий налет синтетики, особенно заметный на аплодисментах, которые звучат, словно громкое шуршание, и ухо не в состоянии выделить из него отдельные хлопки.
Электрический напор Yello [7] передается мощно, убедительно и вместе с тем как-то деликатно. Правда, и здесь закрадываются подозрения о цифровой природе исходника.
Последнее испытание – трио контрабасистов [8], которые то работают в унисон, то «разъезжаются» и начинают вести собственные линии. Техника исполнения настолько высока, что в первом случае слышно как бы один инструмент с необыкновенно богатым звучанием. Кстати, очень заметно, что у инструментов разные голоса — настолько подробно передаются тембральные оттенки в нижней части диапазона.
Вы, наверное, заметили, что на этот раз мы почти не употребляли термины «разрешение», «естественность», «детальность», «точность», «послезвучия» и т.д. - в этом просто не было необходимости. Многое из того, чему мы искренне радовались в предыдущих выпусках рубрики, сегодня воспринималось как само собой разумеющееся. В «Сказке о Тройке» Стругацких был замечательный персонаж, Клоп-говорун, который метко сравнил приверженцев технического прогресса с калеками, хвастающимися друг перед другом новыми костылями. Честное слово, иногда хочется забыть про всякие мультибитовые ЦАПы, передискретизацию, джиттероподавители и цифровые фильтры, а просто поставить обычную пластинку на дешевенький проигрыватель (кварц, директ-драйв!), купленный на первую зарплату. Все перечисленные подпорки нужны звуку, а не музыке, и приходится сделать грустное признание: мы просто разучились слушать. Как-то исподволь произошла подмена понятий, мы стали боготворить инженеров, сумевших ценой невероятных усилий, применяя супербыстродействующие чипы и космические технологии, приблизить цифровое звучание аналоговому. «Играет, как виниловый» - высшая похвала CD-проигрывателю, созданному в третьем тысячелетии. Есть над чем задуматься.
Однако описанная нами система, при всех очевидных достоинствах, далеко не идеальна. Вопросов нет к акустике (прекрасно проработанная сцена, тембральная достоверность, непринужденность подачи) и, пожалуй, к самому источнику. Разделить последний на составляющие довольно сложно, как, скажите на милость, оценить вклад стола, тонарма, головки и корректора? Здесь колоссальные возможности для твикинга, т.е. подбора компонентов, вылизывания тракта. Правильно согласовать головку со входом усилителя непросто, здесь нужно иметь в виду кучу параметров, вплоть до индуктивности соединительного кабеля (его качество на малых сигналах имеет решающее значение) и динамической емкости входного каскада. Но в любом случае, если общий принцип верен, достижение совершенства – лишь вопрос времени.